Уважаемые посетители сайта Palac.by!

Дорогие друзья, если у вас есть интересные материалы или новости для нашего сайта, пожалуйста присылайте их на email: info@palac.by. Мы обязательно разметим их на сайте. Давайте создавать полезный информационный ресурс вместе!

Готика и Ренессанс, белорусы и итальянцы.

Замок в МиреАрхитектура Мирского замка.

К сожалению, назвать имя архитектора Мирского замка мы не можем. Ведутся споры даже о его, так сказать, национальной принадлежности. Но принципы организации художественных композиций, подход к украшению фасадов, использование традиционных белорусских цветов (в первую очередь красного, золотистого и зеленого), архитектурные аналоги (церкви оборонительного типа в деревнях Сынковичи под Слонимом, Мураванка возле Щучина и Супрасль) наводят на мысль о том, что мастера были местные, белорусские. Скорее всего, шёл процесс формирования особого национального направления в архитектурной стилистике.

Первый этап строительства.

Как охарактеризовать стиль первого этапа строительства Мирского замка? Считается, что первоначальные элементы замка готические. Это, конечно, правильно, но их эстетика и то впечатление, которое оставляет памятник, уже не соответствуют классической характеристике готики как архитектуры мрачного средневековья. Облик Мирского замка отличается от более ранних белорусских крепостей в Лиде, Новогрудке. Видимо, в то время художниками уже воспринимались идеалы Ренессанса.

Второй этап строительства: в руках у Радивилов.

Ильиничи владели замком недолго. Внук первого строителя замка Юрий Ильинич умер бездетным в 1569 г. и оставил Мир вместе с титулом сыну своего опекуна Николаю Христофору Радивилу (опекуном же был Николай Радивил Черный). Так Мирское графство вошло в состав Несвижского майората Радивилов, которые владели Миром более 200 лет. И позже достройка Мирского замка осуществлялась одновременно с возведением основной резиденции Радивилов в Несвиже.

Николай Христофор Радивил был для своего времени очень образованным человеком. Он много путешествовал и видел, какими могут быть замки. Именно поэтому, вернувшись, он начал грандиозные строительные работы, пригласил мастеров из Италии. Именно под их руководством, видимо, и было завершено строительство Мирского замка.

И если раньше быт князя мало чем отличался от быта воина, то в этот период резко возросли требования к комфорту замков. Структура новых корпусов замка была хорошо продумана. Подвалы и первый этаж отводились в основном под кладовки. На втором этаже жила челядь, а третий этаж уже был княжеским. Конечно, соответственно оформлялся и интерьер этих помещений. В подвалах был каменный пол, стены не белились, для отопления использовались самые примитивные камины. Пол второго этажа выкладывался керамической плиткой, ставились печи, выложенные однотонным кафелем. Зато третий этаж сиял позолотой и всеми цветами радуги.
Однако завершенные ранее башни и стены замка, которые непосредственно не примыкали к новому дворцу, были оставлены почти без изменений.

Поменялось и окружение Мирского замка. Был разбит регулярный парк, названный «итальянским садом», к востоку от замка возникла небольшая усадьба. В замке также находилась княжеская конюшня, винокурня, баня.

Есть мнение, что не все управление работами по достройке замка было доверено итальянцам. Об этом свидетельствует документ (1598 г.) о расчете Радивила за выполненные работы с местным мастером Андреем Скарульским. Возможно, что контроль итальянцев за работами носил самый общий характер или касался только наиболее важных моментов: каменных изделий, украшения интерьера верхних этажей.

Таким образом, после второй этап строительства Мирского замка, теперь уже дворцово-замкового комплекса, к готическим чертам прибавил элементы итальянского Ренессанса. Однако тесное переплетение этих двух стилей позволяет рассматривать Мирский замок как цельное художественное произведение.

Фотографии Мирского замка

Стаья: Ирина Передрий, фото: Melissa Schwarz

Области Беларуси: 
Памятники архитектуры: